Матрона Московская. Повесть о житии

Автор: vazhenin33 - 27 Июл 2013

 

 

imgresМатронушка — так любовно называют православные святую Матрону Московскую. Она еще при жизни была любимицей народа, а теперь, после прославления в лике святых в 1999 году, Покровский монастырь едва справляется с человеческим потоком. Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Перед смертью Матрона говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

 

 

«Маленькая святая» — так иногда называли ее у себя на родине, в селе Себино Тульской губернии. Маленькая – потому, что ростом она была очень мала, а святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека «духовным зрением». Обычного зрения у Матроны не было – с самого рождения она была слепой. К ней рано стали обращаться за советом – сначала местные жители,  а затем страждущие приходили к ней из окрестных деревень, приезжали на подводах издалека и возвращались исцелённые и утешенные. В 14 лет во время паломничества вместе с помещичьей дочерью Лидией Яньковой при посещении службы в Кронштадтском Андреевском соборе произошла знаменательная встреча Матроны с Иоанном Кронштадтским. Батюшка попросил народ расступиться перед слепой девочкой и публично назвал её своей «сменой» и «восьмым столпом России».

 

 

В возрасте семнадцати лет Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась. Родившись в 1881 году в большой крестьянской семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву – чтобы не быть обузой для престарелых родителей — ведь прокормиться в те годы в деревне было очень сложно. Переехать из родного дома ей пришлось и потому, что после революции оба её брата вступили в партию и стали активистами колхозного движения, а Матрона невольно их «компрометировала». Жалея братьев, она покинула их, и начался новый период её подвижнический жизни – в качестве бездомной странницы.  В Москве она не имела не только своего жилья, но даже прописки – кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так – всю жизнь, до самой смерти в 1952 году.

 

 

«Москва – это святой город» — говорила Матрона и очень любила Москву. Правда, ей приходилось очень часто переезжать, менять адреса – в те годы можно было легко получить уголовную статью за религиозность, за распространение «опиума для народа». Несколько раз Матрона чудом избегала ареста: она всегда предчувствовала, что будет обыск или визит милиции и спешно перебиралась в другое место. Жила там, куда ее приглашали – сама ни к кому не навязывалась, не напрашивалась.

 

 

Внешне жизнь её текла однообразно: днём прием людей, ночью – молитва. Подобно другим подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала лежа на боку, на кулачке. Близким людям Матрона запомнилась с миниатюрными, словно детскими, ручками и ножками, сидящей на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор, крепко сомкнутые веки, доброе светлое лицо, ласковый голос. Она утешала болящих, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Нескончаемым потоком шли  и идут к святой старице люди за молитвенной помощью. А чудеса вокруг Матронушки начались ещё до её рождения.

 

Предлагаем вашему вниманию некоторые главы из книги о святой заступнице.

 

БЕЛАЯ ПТИЦА

Однажды крестьянке Наталии Никоновой привиделось, будто кружит над ней большая белая птица как бы с человеческим лицом и никак не может найти места, где бы ей сесть. Вдруг уменьшилась и села на правое плечо, словно голубь. А глаза у птицы закрыты веками.

“Что бы это значило?” — подумала Наталия.

И вспомнила этот сон, когда родилась у неё крошечная слепая девочка-уродка, четвёртый ребенок в семье.

Жизнь русского крестьянина известна: с трудов его, как говорится, будешь не богат, а будешь горбат; и у каждого крестьянина — барин. И не один, а семь.

Вот и Никоновы перебивались с квасу на воду, и случалось, сидели без хлеба и без дров с самого Благовещения, а ночевали ради тепла в печи. Выметет Наталия золу, постелит на под печи прямой соломы — пожалуйте, заползайте в спаленку.

Сердобольные соседи советовали сдать девочку в приют князя Голицына, что в соседнем селе Бучалки, — там-то хоть голодом сидеть не будет.

— Перебиваетесь с квасу на воду, — говорили им, — а такое чадо не жилец. Дай Бог, доживёт до крещения.

— Ничего, — отвечал Димитрий Никонов, человек добрый и богобоязненный. — Не достанет квасу — и воды попьем.

Но разве можно уповать на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту? Ведь и молодые и здоровые умирают, а убогие спасаются и получают от Бога сладость райскую и всякое другое утешение…

 

СТОЛП СВЕТА

Первым о богоизбранности девочки сказал прозорливый отец Василий в церкви Успения Богородицы, где совершалось таинство святого крещения.

Было это так. Когда отец Василий погружал малютку в купель, все стоявшие рядом увидели над крещаемым младенцем столп света и как бы благоуханный кадильный дым в этом сиянии. Никто не понимал, что происходит: может, это пар поднялся над купелью? Или луч солнца дотянулся до воды через церковное окно?

А старый рассудительный иерей отец Василий сказал:

— Я очень многих младенцев крестил, но такое вижу в первый раз.

При крещении, день Ангела 22 ноября, девочка была наречена Матроной во имя подвижницы Православия Матроны Константинопольской, прожившей долгую жизнь, полную страданий и подвигов во имя любви ко Христу и людям.

— Таковые, — сказал отец Василий, передавая маленькую Матронушку в полотенце крёстной, — жертва Богу от всего общества; она — наша ограда.

“Какая ограда — убогая и слепая девочка? — думали слышавшие священника. — Дай ей Бог как-нибудь огородиться от собственных недугов”.

Но ведь всё возможно Богу. И ещё сказал Господь: “Сила Моя в немощи совершается”.

 

КРЕСТ МАТРОНУШКИ

И по крещении необыкновенные вещи сопровождали Матронушку.

Укутают ее, уложат в печь, а среди ночи — глядь! — нет ее. Куда делась?

А она сидит в красном углу, и перед ней на столе иконы, с которыми она тихонько разговаривает. Как выбралась из печи? Как нашла красный угол? Кто помог снять иконы? Что может понимать в иконах, если их не видит? Тут и зрячие мало что понимают.

— Что делаешь, Матрюшенька? — спросит перепуганная спросонья мать.

— Спите… Скоро приду. Или вдруг скажет матери:

— Дай куриное перо.

И возится, возится в своём уголке, кряхтит, вздыхает.

“Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало”, — подумает Наталия. Потом взглянет — перо ободрано.

— Так обдерут нашего царя, — скажет Матронушка.

— Нельзя такие вещи говорить!

— Не бойся, мама, его уже кругом ободрали. И нашу церковь обдерут.

Однажды мать заметила, что Матронушка сняла с себя крест, и стала ругаться:

— Зачем крестик снимаешь? Замучила ты меня, слепая, своими выходками! Куда дела крест?

— Это ты, мамочка, слепая: у меня крестик на груди всегда. И его не снимаю.

И показала выпуклость на груди в виде креста.

Однажды, говорят, явился к Никоновым прохожий старец с белой бородой и попросил воды. Матронушка, будто зрячая, взяла корец, зачерпнула воды, подала. Старец испил воды, а потом коснулся Матронушки. И сказал:

— Спаси тебя Христос!

Когда старик ушел, Димитрий, отец Матронушки, сказал:

— Очень похож на Николу Угодника. Не он ли?

— Неужели сам Никола? — удивилась Наталия.

От прикосновения Николая Чудотворца у маленькой Матронушки, говорят, и появился на груди крест. Другие говорят, что родилась с крестом. Как было на самом деле? То Богу ведомо.

 

ПРЯМАЯ СОЛОМА

Жалко, что рядом с Матронушкой не оказалось внимательного и памятливого человека, который записал бы чудесные случаи из её жизни. Теперь многое забыто, а кое-что и непонятно. Особенно маленьким ребяткам. Впрочем, умные ребята задают взрослым вопросы по ходу рассказа. Например, такой: “Что это такое — прямая солома, которую клали в печи? Есть разве кривая?”

Прямая солома — это срезанная серпом, не измятая и не изломанная. Прямой соломой в Тульской губернии, бедной лесом, покрывали крыши; из неё делали соломенные шляпы, ребята плели коврики, косички и те же шляпки, но только для кукол. Теперь, пожалуй, и не встретишь соломенной шляпки. Изломанная после комбайна солома не годится даже на постель: труха и крошки, если попадут за шиворот, не дадут спать. А соломенные шляпки очень красивы. Будто сделаны из золота.

И ещё. Недалеко от Себина раскинулось Куликово поле (местные говорят: Куликово), где произошло самое, наверное, крупное и кровопролитное сражение средневековья, решившее судьбу России, а может, и Европы. Полководец кочевников Мамай со своим несметным конным войском намерен был, разбив русских, пойти на Европу. Европейцы не умели воевать с кочевниками, для которых вся жизнь — война.

А как не вспомнить игумена земли Русской — святого Сергия Радонежского, который благословил великого князя Московского Димитрия Донского на эту битву и отправил с ним двух своих иноков-богатырей — Александра Пересвета и Андрея Ослябю?

Можно сказать, что и Матрона Московская продолжила завещанное святым Сергием — жить по единственному спасительному для России закону Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной.

Вот в какие исторические и духовные дали уводит нас простой детский вопрос о соломе! А разве не овевали маленькую Матронушку ветры Куликова поля?

Однажды во время купания Матронушки Наталия поглядела на крестик маленькой дочери, полученный не то от Николая Чудотворца, не то при рождении, и подумала: “Таковой не снимешь и не потеряешь. Тяжек твой крест, бедное, несчастное дитя!”. И смахнула слезы.

— Это я-то несчастная? — засмеялась Матронушка. Потом помолчала и добавила: — Несчастны мои братцы — Ваня да Миша.

“Как узнала, что я подумала? — озаботилась Наталия. — Неужели прозорливая и читает чужие мысли?”

 

ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Слепая Матронушка не могла участвовать в детских играх, а обыкновенные для ребячьего возраста шалости оборачивались для неё мукой. Подружки дразнили её и нередко обижали: то крапивой настегают, то в яму спихнут и наблюдают, как слепая девочка наощупь выбирается и блуждает в поисках дома. Но скоро она наладилась ходить в Божий дом — церковь. Сперва с родителями на воскресную литургию, а потом и сама научилась находить дорогу ко храму. И ходила уверенно, будто зрячая. У неё было и свое любимое местечко: слева за входной дверью у западной стены. Здесь её всегда можно было найти. Она, говорят, и выросла при храме и замечательно знала все службы.

Её личико как бы светилось в сумраке храма; такие светлые лица бывают у праведников, для которых каждый миг жизни — радость, а всё зло мира сего — лишь временные неудобства; надо ли на них обращать внимание, если конец всех хождений по мукам счастливый — Царствие Небесное?

 

ХРИСТОВА НЕВЕСТА

Как-то Матронушка сказала матери:

— Мама, готовься, у меня скоро свадьба.

— Что ты, доченька? — испугалась Наталия. — Какая ещё свадьба?

И заспешила к священнику, а сама думала: “Не иначе, как девчонка умом повредилась”.

Отец Василий сам пришёл к Никоновым, исповедал и причастил Матронушку, а Наталии и Димитрию сказал:

— Ничего не бойтесь. У неё особый союз.

Наталия и Димитрий переглянулись: как следует понимать сказанное священником?

— Она от рождения Христова, — пояснил тот.

— Христова невеста? — переспросила Наталия. — Монахиня, что ли?

— Её телесная слепота крепче любых стен монастырских, а её любовь к Спасителю мира — любовь к избранным овцам стада Его.

“Понятно, — подумала Наталия. — Земного у неё ничего нет. И быть не может”.

На другой день к дому Никоновых подкатили две повозки, а в них люди.

— Не здесь ли живет прозорливая девица, которая исцеляет болезни? У нас больной.

Димитрий и Наталия не знали, что и ответить, а маленькая Матронушка крикнула из своего уголка:

— Это ко мне. Я ведь говорила, что будет свадьба.

“Понятно, — подумала Наталия, — союз со всеми недугующими ”.

 

БЕЗДОМНАЯ СТРАННИЦА

Братья Матронушки Михаил и Иван поступили в большевики, стали сельскими активистами и воевали то с единоличником, который не желал сбиваться в колхозные стаи, то с Церковью, то с Матронушкой. Присутствие в доме блаженной, которая примером собственной благочестивой жизни учила хранить веру Православную, создавало для братьев большое неудобство: они могли в любую минуту пострадать от власти, ради которой отказались от веры отцов. И Матронушка, жалея их — зрячих, здоровых, грамотных, — стала искать способа уехать. И уехала в Москву ради братьев, которых считала несчастными людьми.

 

 

Покинув дом родной и своих партийных братьев, она — слепая и беспомощная — останавливалась, где примут Христа ради. И порой попадала к хозяевам не очень хорошим. Она, подобно святым бессребреникам Косьме и Дамиану, никогда не брала платы за свои исцеления, но ей, правду надо сказать, кое-что приносили: кто хлебца, кто рыбки.

Она ежедневно принимала не менее сорока увечных и сломленных духом людей и учила спасаемых не только своими притчами и советами, но примером собственного смирения и стойкости. Ведь у неё не было ничего: ни угла, ни имущества, ни запасов, ни паспорта, ни денег, ни хлеба. Даже тот хлеб, который ей приносили, до неё не доходил. Однажды попала она к злой бабке Пелагее, которая забирала все приношения для своих многочисленных родственников и держала свою кормилицу впроголодь. А порой и поколачивала её, если была пьяна.

Матронушка у неё просит стакан воды, а та ворчит:

— Не время ещё!

Матронушка по примеру гонимых праведников только Господа благодарила за свои новые и новые испытания, крупные и мелкие, а на Пелагею даже не злилась: у этой вздорной особы жизнь тоже была не сладкая.

А то, что Матронушка порой не получала и стакана воды, никак не отражалось на её всегда ровном, добродушном и радостном настроении.

— Зачем осуждать других людей? — говорила она очередному своему гостю, который пришёл за советом и исцелением. — Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Чего тебе до других хвостиков!

— Чего ты, слепая, понимаешь в овцах! — ворчала из-за перегородки пьяная Пелагея, — Тоже мне, овцевед!

— Близко и при дверях уже времена страшные, — продолжала Матронушка, не обращая внимания на шутки пьяной хозяйки. — Теперь перед вами лежит крест и хлеб. Что выберете?

— Как можно без хлеба? — возражали ей. — Вдруг у тебя самой весь хлеб отнимут?

(А ведь так оно и было!)

— А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, снова помолимся Спасителю нашему, съедим и сыты будем.

Пелагея только посмеивалась:

— Лопай, лопай свою земельку!

— Рады мы ради Христа, Света нашего, пострадать,— говорила Матронушка. — Подаст кто кусок хлеба — спаси его Бог, а не подаст — да благословенно Имя Господне!

И видела в алчной Пелагее чуть ли не посланца Божия, присланного ей ради исполнения заповеди: “Возлюбите врагов ваших”. И любила её, и никогда никому не жаловалась, что её обижают, как не жаловалась на своих обидчиц в детстве.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Последние дни земной жизни Матронушки прошли на Сходне, в Тушинском районе, где жили её родственники. Лишь пред близкой кончиной она, совсем ослабевшая, сократила приём желавших видеть её.

Говорят, что она непостижимым образом узнала о своей кончине за три дня и успела сделать все необходимые распоряжения, исповедалась и причастилась.

Рассказывают, что иерей Димитрий, явившийся для исповеди и причастия, был смущён волнением Матронушки в деле, по его понятиям, не заслуживающем внимания: как сложить руки. (Матронушка уже не могла сидеть.)

— Неужели и вы боитесь смерти? — удивился он.

И она, по своему смирению и из любви к нам, ответила:

— Боюсь.

2 Мая 1952 года блаженная Матрона отошла от земных страданий ради жизни вечной. И была погребена на Даниловском кладбище, где сиял один из немногих действующих в Москве храмов. “Чтобы слышать службу”, — говорила она, давая последние распоряжения. Погребение состоялось 4 мая в Неделю Жен-Мироносиц при большом стечении народа. А за день до смерти она сказала:

— Все, все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, и я буду вас видеть, и слышать, и помогать.

 

 

Матрона Московская (Матрёна Дмитриевна Никонова) прославлена в лике святых совсем недавно — 2 мая 1999 года. Ещё живы свидетели духовных подвигов, духовных рассуждений и прозорливости Матроны Московской, но главное — её поучительной для всех нас жизни праведницы, которая никогда никого не осуждала, никогда ни на что не жаловалась и отдавала всю себя служению Богу и людям. И теперь возле святых её мощей в Покровском монастыре, что на Абельмановской заставе, совершаются видимые и невидимые чудотворения по вере нашей.

 

Святая Блаженная старице Матроно, моли Бога о нас!

 

Подготовлено по материалам сайта Покровского Ставропигиального монастыря Москвы http://www.pokrov-monastir.ru
и материалам сайта Благовещение. Библиотека православного христианина books/matrona1/Main.htm

Ваш отзыв

На главную